Иностранный опыт: 6 городских проектов для инвалидов
Представления о безбарьерном городе обычно сводят к формуле «пандус, чтобы преодолеть несколько ступеней, лифт, чтобы спуститься в метро, и откидная платформа в автобусах». Это очевидные и правильные решения, которые работают во многих странах уже не первый год. Опираясь на эти принципы, Япония добилась репутации идеальной для проживания людей с ограниченными возможностями страны. Но сами колясочники полагают, что этого недостаточно.
БЕРЛИН
В 2008 году Германия подписала конвенцию ООН о правах инвалидов и сегодня пытается выполнить все предписанные ею требования. В начале 2013 года Берлину присвоили звание «Город без барьеров», но не за уже проделанную работу, а лишь за ту, что предстоит выполнить. Более 20 лет Берлин активно занимается проблемами доступности, но сегодня не входит даже в десятку самых удобных для инвалидов городов. Звание вручили за стремление изменить ситуацию — как стимул для городских властей и инициативных групп.
1. Wheelmap.org
Идея проекта Wheelmap родилась, когда нескольким друзьям надоело ходить в одно и то же заведение только потому, что в нём есть пандус. Интерактивная карта функционирует по принципу открытой базы данных — дополнить и изменить её может каждый. На плане города отмечено большинство заведений и важных объектов — пользователю нужно лишь маркировать их, сообщив таким образом о доступности или недоступности для людей на колясках. Любому объекту можно присвоить один из трёх цветов: зелёный — место полностью оборудовано для маломобильных (пандус, лифт, большие помещения, специальная уборная), жёлтый — частично адаптировано и может потребоваться посторонняя помощь и красный — в это место инвалиду не попасть. В проекте использована бесплатная OpenStreetMap. За три года существования Wheelmap собрал сведения более чем о 340 000 мест по всему миру, хотя большинство из них всё же находятся в Германии, где проект сегодня наиболее известен.
2. 1001 рампа
У берлинских зданий специфическая архитектура: на входе почти всегда есть одна-две ступеньки. Это незаметно большинству жителей, но представляет препятствие для колясочников. При этом из-за узости улиц установка пандусов в большинстве случаев невозможна. Ситуацию решили исправить члены организации Sozialhelden (в переводе — «герои-общественники»). Они запустили акцию по сбору денег для покупки 1001 складной рампы, после чего раздали их всем желающим владельцам заведений. Популярную инициативу
продолжают до сих пор: человеку на коляске достаточно просто постучать в дверь и попросить вынести ему устройство. Рамп стало больше «тысячи и одной» уже через 11 месяцев после запуска проекта. Впрочем, такую рампу можно использовать, только если препятствие не выше 25 сантиметров.
продолжают до сих пор: человеку на коляске достаточно просто постучать в дверь и попросить вынести ему устройство. Рамп стало больше «тысячи и одной» уже через 11 месяцев после запуска проекта. Впрочем, такую рампу можно использовать, только если препятствие не выше 25 сантиметров.
3. Лестница-лифт перед музеем Боде
Музей Боде знаменит не только обширным собранием византийского искусства и нумизматическим залом, но и современной безбарьерной системой. В ходе шестилетней реконструкции установили несколько лифтов и подъёмных конструкций, позволяющих добираться почти в любую часть музея, обходя лестницы. Но наибольший интерес представляет устройство у главного входа. Осознавая, что здание музея является ценным образцом архитектуры необарокко, власти города решили не надстраивать пандус, а спрятать его внутрь главной лестницы. Под гранитным покрытием и ступенями установлены два скрытых механизма, на поверхности остаётся лишь небольшой пульт управления. При запуске системы из-под земли поднимается страхующее ограждение, ступени при этом превращаются в ровную площадку-мостик. Ещё одно нажатие — и на месте платформы вновь обыкновенная гранитная лестница. Вторая такая же конструкция установлена за воротами музея, перед главным входом — она несколько меньше, так как преодолеть необходимо лишь три ступени.
ДРУГИЕ СТРАНЫ
4. Эскалатор-трансформер. Япония, Токио
В России всё ещё обсуждают установку отдельных подъёмников, созданных исключительно для инвалидов, а в метро Токио уже функционируют эскалаторы, которые одновременно могут перевозить пассажиров разной степени мобильности. При необходимости подъёмник переводят в специальный режим — несколько ступеней объединяются в одну платформу и движутся синхронно до остановки. В это время остальная часть эскалатора работает в прежнем режиме.
Чтобы пассажир на колёсах случайно не скатился, у края временной площадки автоматически выдвигаются блокирующие упоры. Для того чтобы перевести эскалатор в такой режим, нужна помощь сотрудника метрополитена, а само лестничное полотно необходимо остановить на несколько секунд. Возможно поэтому чаще всего маломобильные токийцы предпочитают спускаться в метро с помощью лифта.
5. Мобильная клумба. Франция
Группа французских художников и архитекторов придумала специальную клумбу Terraform. Она располагается на уровне стола, поэтому до неё легко дотянуться. Этим простым приспособлением часто интересуются и пенсионеры, которым сложно сгибаться над грядками в огороде, но создана оно специально для тех, кто пользуется инвалидной коляской. В её основе — элементарная конструкция: три деревянные стенки и пластиковая основа специальной формы, сделанная из вторсырья, специально обработанного полиэтилена.
Работа над проектом ведётся уже три года, но Terraform всё ещё находится в экспериментальной стадии. Команда совершенствует отсеки для хранения инвентаря и интегрированную систему полива. Этот механизм уже сейчас используют в домах престарелых и реабилитационных центрах. Доставка осуществляется лишь по Европе, но авторы настаивают на том, что дизайн клумбы можно легко воспроизвести — на сайте они дают инструкцию по сборке и подробное описание конструкции.
6. Умный дом. Финляндия
В Хельсинки представлена выставка, наглядно демонстрирующая, как можно адаптировать собственную квартиру для жильцов всех возрастов и степеней мобильности. Например, дом оборудован сенсорами, которые поднимают тревогу, если обнаружат, что человек упал. Места для хранения на кухне, в гостиной и в спальне легко открываются стуком и трансформируются под любой рост. Среди других полезных приспособлений — портативный кран, который может перенести малоподвижного человека из коляски в кресло или на кровать, система голосового управления электронными приборами и домашние лестничные лифты. Для тех, кому некомфортно содержать домашних питомцев, но прописана терапия с помощью домашних животных, существует робот-питомец. Это механический белёк, который ведёт себя как живой — реагирует на температуру, прикосновения, свет, голос, положение окружающих объектов и отзывается на собственное имя.
Выставка регулярно обновляется, часть технологий со временем заменяются на более совершенные. Здесь можно потренироваться и научиться взаимодействовать с отдельными устройствами, а потом заказать их установку их себе в квартиру. Обойдётся это, правда, недёшево, но в Финляндии такие покупки часто спонсирует государство.
Автор: Даня Тристан
Джерело: http://www.the-village.ru/village/situation/abroad/133779-opyt?utm_campaign=village-digest-30-october-2013&utm_content=cover&utm_medium=village-digest-kiev&utm_source=mailer
Немає коментарів:
Дописати коментар
Ваша думка